Аудиторы нашли в Корпорации МСП высокие зарплаты при низкой эффективности

27 апреля, 02:00
242
Счетная палата по итогам проверки за три года выступила с критикой деятельности Корпорации МСП. Институт мало влияет на развитие малого бизнеса в России, но перевыполняет KPI и платит завышенные зарплаты, считают аудиторы
Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости
Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости
Счетная палата проверила институт развития — АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП) — за период 2018–2020 годов (при необходимости — более ранние периоды), когда корпорацией руководил Александр Браверман (перешел на работу в госкорпорацию ВЭБ.РФ в декабре 2020 года). Прогресс сектора малого бизнеса в России за это время неутешителен, а Корпорация МСП повлияла на развитие сектора незначительно, заявил по итогам проверки аудитор Счетной палаты Данил Шилков (его слова приводятся в тематическом бюллетене Счетной палаты, есть у РБК).
Акционерами Корпорации МСП являются государство (в лице Росимущества, 72%) и ВЭБ.РФ (28%). Институт участвует в реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство» (МСП), выполняет функции бэк-офиса Минэкономразвития, выступает как системный интегратор мер поддержки МСП.
Низкий охват МСП господдержкой
Долгосрочной стратегии у Корпорации МСП не было и нет, указывают аудиторы, а наиболее актуальный для нее целевой показатель — доля кредитов субъектам МСП в общем кредитном портфеле (прописан в правительственной Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года) — хронически недовыполняется. Его фактическое значение за 2018 год составило 15% (при плане 19%), за девять месяцев 2020 года — 10% (при плане 20% на весь 2020 год), пишет Счетная палата. Корпорация участвует в Национальной гарантийной системе (НГС) для малого бизнеса — выдает гарантии и поручительства, для того чтобы банки соглашались предоставлять беззалоговые кредиты малым предпринимателям. Как подсчитали аудиторы, количество поддержанных за пять с половиной лет в рамках НГС субъектов МСП составило менее 1% от их общего среднегодового количества, исходя из единого реестра малого бизнеса.
Государство уделяет недостаточно внимания проблемам малых предпринимателей, поскольку их деятельность менее производительна по сравнению с крупным бизнесом, считает Шилков. План по увеличению вклада малого и среднего бизнеса до 32,5% в ВВП к 2024 году, как предусматривала предыдущая версия нацпроекта по малому бизнесу (по итогам 2019 года — около 21%), выглядит нереализуемым, констатирует аудитор. Охват сектора МСП мерами господдержки неудовлетворительный, и Счетной палате следовало сосредоточиться на выяснении вопроса, «почему компании МСП, неизменно называющие доступ к финансированию одной из ключевых проблем, не могут или не хотят воспользоваться такой возможностью через механизмы Корпорации МСП», заявил для бюллетеня президент Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов.
Источник