Растущие расходы давят на бюджет Ирана

12 февраля, 21:40
196
Общие доходы правительства Ирана за первые 9 месяцев текущего финансового года (с 21 марта по 21 декабря 2017 г.) составили 340,3 трлн риалов ($7,24 млрд), показав рост на 27,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Его расходы за этот период достигли 725,7 трлн риалов ($15,44 млрд), что составило рост на 35,6% по сравнению с предыдущим годом, говорится в последнем отчете ЦБ Ирана.

В итоге правительству пришлось выпустить на 74,8% больше облигаций за 9 месяцев по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, для того чтобы покрыть растущий дефицит в 385,4 трлн риалов ($8,2 млрд). За отчетный период было выпущено облигаций на сумму 601,4 трлн риалов ($12,79 млрд).

Иран надеется подписать договор о зоне свободной торговли с ЕАЭС в этом году. Хасан Роухани и Владимир Путин обсудили эту тему по телефону. А посол Ирана в России дал эксклюзивное интервью. На очереди к свободной торговле с ЕАЭС также Индия.
У иранского правительства отмечен дефицит бюджета. Чтобы покрыть его, оно привыкло выпускать облигации. Это самый простой выход из положения, хотя и спорный, учитывая последствия этого, поскольку таким образом правительство рискует утонуть в долгах.

Во время заседания в воскресенье Совместная комиссия Маджлиса постановила разрешить государственным компаниям, министерствам, университетам, высшим учебным заведениям и научно-техническим паркам выпускать исламские облигации на сумму до 70 трлн риалов в следующем финансовом году (начиная с 21 марта).

Выделенные средства должны использоваться в "экономически и технически выполнимых" проектах по развитию, определенных Экономическим советом правительства. Совместная комиссия - парламентский орган, ответственный за рассмотрение законопроекта о бюджете, а также за пятилетние планы развития, предложенные правительством.

Правительству также было предоставлено право на выпуск долговых ценных бумаг на 260 трлн риалов для завершения различных проектов, развития университетов и реализации провинциальных проектов.

Муниципалитеты и их филиалы могут выпускать облигации на сумму до 80 трлн риалов. По меньшей мере 50% собранных средств должно пойти на расширение городской железнодорожной системы.

Комиссия также разрешила правительству выпускать исламские казначейские облигации на сумму до 15 трлн риалов со сроком погашения в три года для выплаты долгов кредиторам, включая подрядчиков по проектам, фермеров, участвующих в гарантированной покупке стратегически важной сельскохозяйственной продукции, страховых компаний в сфере здравоохранения и производителей электроэнергии.

Решения, принятые Совместной комиссией, требуют одобрения законодателей и проверки Совета стражей конституции, до того как они будут приведены в исполнение.

Законодатели обеспокоены тем, что правительство становится все более зависимым от сбора денег за счет выпуска облигаций для покрытия растущего бюджетного дефицита, хотя пока не видно никаких признаков сокращения расходов.

"Выпуск долговых ценных бумаг требует надежного источника дохода для будущей окупаемости, иначе будет невозможно покрыть обязательные государственные расходы", - отмечает член Совместной комиссии Фатемех Хоссейни в издании Donya-e-Eqtesad.

Хоссейни подчеркнул, что выпуск облигаций для покрытия дефицита бюджета может применяться в исключительных случаях, однако на практике это становится все более распространенным явлением.

"Впервые это было введено в 1394 (бюджетный 2015-16 гг.) для ускорения перехода к выходу из экономического спада, но, к сожалению, эта практика повторилась в последующие годы", - отметил он.

Первоначальная идея парламента, позволяющая выпускать государственные долговые обязательства, была направлена на то, чтобы возобновить реализацию "спящих" проектов по развитию, но с тех пор она претерпела существенные изменения в качестве инструмента для поддержания на плаву государственных финансов.

"Основная проблема заключается в том, что правительство не сокращает свои расходы и не использует долговые инструменты для осуществления своих операций", - заявила она.

Согласно отчету CBI доходы от продажи нефти и нефтепродуктов достигли 639,6 трлн риалов - рост на 51,6% по сравнению с предыдущим годом, однако этот показатель оказался меньше прогнозируемых 861,3 трлн риалов.

Хотя объем налоговых поступлений предположительно должен был составить 880,6 трлн риалов, они достигли лишь 683,8 трлн, что на 4,4% превысило показатель по сравнению с прошлым годом.

Государственные налоговые поступления - это прибыль от прямого и косвенного налогообложения. В категорию прямых налогов входят три группы: налог юридических лиц, подоходный налог и налог на активы.

В целом за 9 месяцев объем прямых налоговых поступлений составил 336,3 трлн риалов, показав снижение на 3,4%.

Объем косвенных налогов, включая налог на импорт и налог на товары и услуги, достиг 347,5 трлн риалов - рост на 13,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В отчете также указывается, что объем поступлений от налога на импорт составил 87,2 трлн риалов, что на 15,5% больше, чем в аналогичный период прошлого года. Объем поступлений от налогов на товары и услуги принес правительству 260,3 трлн риалов, что на 12,5% превышает уровень за аналогичный период в прошлом году.

Налог на добавленную стоимость, который является подкатегорией налога на товары и услуги, вырос на 12,2%, объем поступлений от него составил 163 трлн риалов.

За 9 месяцев правительство потратило 302,2 трлн риалов на проекты развития, что на 90,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года, но намного ниже прогнозируемых 539,7 трлн риалов.
Источник